МОСКВА, 5 апреля (Корр. АНН Родион Чемонин). Фильм «Бобби / Bobby» об убийстве Роберта Кеннеди режиссёра Эмилио Эстевеза выходит на экраны России в четверг. Убийство президента США здесь происходит на последних минутах, всё остальное время зритель смотрит на жизнь одного из отелей Калифорнии – ни меньше, ни больше. 4 июня 1968 года, гостиница «Амбассадор». Здесь располагается предвыборный штаб по округу Калифорния кандидата на пост президента США Роберта Ф. Кеннеди. В этом округе он вырывается вперёд, что фактически может обеспечить ему 90% шансов на победу в выборах. До его убийства остались сутки. «Бобби» отличается от других фильмов об убийстве сенатора Роберта Ф. Кеннеди (да и от любых фильмов об убийствах политических деятелей) тем, что это не фильм-расследование. Это не кинематографическое покаяние. Это не байопик. Это просто «всего лишь» 22 совершенно разных человека в предлагаемых обстоятельствах проживают 24 часа внутри отеля. Да, и кстати, этот фильм вовсе не из той череды, чрезвычайно модной сегодня, когда несколько разных историй сходятся в конце фильма в одну. Все 22 истории объединяет только одно – убийство Роберта Кеннеди, «надежды нации». С самого начала, в «Бобби» трудно сосредоточиться. Обилие звёзд на квадратный миллиметр пленки такое, что это производит впечатление, как будто тебе дали под дых и трудно набрать воздуха. Да и откуда взяться воздуху? Посудите сами. Начальник кухни отеля и наглый расист (Кристиан Слейтер) гнобит своих подчиненных, среди которых молодой мексиканец, бейсбольный фанат (Фредди Родригес, знакомый по сериалу «Клиент всегда мёртв») и шеф-повар (Лоренс Фишберн). Управляющий отелем (Уильям Мейси) должен оповестить всех представителей нацменьшинств о том, что все должны явиться на выборы. Начальник кухни знает тайну, что управляющий скрывает от своей жены, парикмахерши в том же отеле (Шерон Стоун), свою связь с телефонисткой (Хитер Грэм). А героиня Шерон Стоун причесывает с утра молодую девушку, которая сегодня венчается с молодым человеком (Линдси Лоэн и Элайджа Вуд, соответственно), но фиктивно, чтобы того не отправили во Вьетнам. А еще та же парикмахерша готовит к выступлению певицу-алкоголичку (Дэми Мур), чей муж (Эмилио Эстевез) безволен настолько, что не может отнять у своей жены бутылку виски из рук. Зато другая пара, наоборот, испытывает второе рождение своей любви (Мартин Шин и Хелен Хант) и ждёт выступления в отеле Роберта Кенедди. Этого же ждёт ветеран (Энтони Хопкинс), проработавший чуть ли не всю жизнь здесь швейцаром, который знает всех и его знают все, потому что он днями и ночами просиживает в холле за шахматами, в которые он играет со своим другом (Гарри Беллафонте). Можно продолжать, кажется, до бесконечности. Главное, здесь нет ни одной выделяющейся линии. Есть истории интересные (например, всё, что происходит на кухне), есть сатирические (всё, что происходит в предвыборном штабе), есть юмористические (двое добровольцев в штабе объедаются LSD у местного дилера, которого смешно играет Эштон Кутчер). Есть горькие диалоги (стареющие дивы Шерон Стоун и Дэми Мур), есть забавные («Сейчас окучим Калифорнию и заснём с чистой совестью», - говорят в предвыборном штабе), есть трогательные (Мартин Шин и Хелен Хант выбирают туфли под платье) – это может, действительно, продолжаться сколько угодно. Только есть одно «но». Каждый зритель, сидящий в зале, знает, что произойдёт через 24, 23, 22 и так далее… часа. Отсюда трагическая развязка, которая, как известно, окончится трагично только для Роберта Кеннеди, которого так и не покажут, он будет весь фильм мелькать в телевыпусках и архивных хрониках. Чем ближе к финалу, тем выше рейтинг Кеннеди, тем больше надежд рождается у людей на лучшее. Кто-то надеется на то, что в этом мире наступит справедливость, кого-то могут повысить на службе, кто-то ждёт, что наступит равноправия между черными и белыми. Финальные выстрелы с последующей паникой, с размазыванием крови по кафелю и монтажем из хроники и отснятым материалом проходят под финальную речь Роберта Кеннеди. Всё это, конечно, очень сильно отдаёт типичным американским пафосом. Если бы не многослойный пирог, который испёк практически дебютант Эмилио Эстевез, поднимающий слишком много проблем и тем, помимо самого гражданского самосознания (российской аудитории вообще традиционно не понятного), то можно было бы даже заподозрить в некоей ангажированности создателей «Бобби». Однако, приехавший в Москву представлять фильм Кристиан Слейтер, один из актёров, сыгравших в «Бобби», на вопрос журналистов: «Поможет ли этот фильм демократам поднять свои рейтинги?» ответил просто: «Я думаю, что у демократов дела и так неплохи». - Значит, политика здесь не доминирует? - То, что говорит Роберт Кеннеди, - что мы все не вечны на этом свете. И не важно, богат ты или нет, важно, как ты проведешь это время, отпущенное тебе. Не надо забывать, что угнетение рождает обратную реакцию, ненависть рождает ненависть. Я считаю, фильм насыщен такими идеями, и это рождает соответствующую эмоцию. Каждое действующее лицо в этом фильме имеет своего прототипа, вернее сказать, представляет определенную ипостась американского народа, показывает, как они воспринимали братьев Кеннеди, были согласны или нет с теми предложениями, которые выдвигали и президент, и его брат. Политическая идея Роберта Кеннеди, как известно, была в объединении людей, в устранении барьеров, которые разъединяют людей, то есть, его заботила идея единства. То с какой искренностью говорил это актёр Слейтер, да и сама манера неспешной драмы снимает ощущение агитки. Собственно, с самого начала видно, что в «Бобби» её не будет. Будет фильм о людях, о надеждах, которые разрушили выстрелы в отеле «Амбассадор». И это, кажется, один из немногих политических фильмов последних лет, за просмотр которых почему-то не стыдно.
|